Эти слова только на первый взгляд кажутся синонимами. А для многих это – совершенно разные понятияРазнятся они, прежде всего, на ментальном уровне, а не по сути услуги. И все же для людей среднего поколения рассрочка так же отличается от кредита, как 407-й «Москвич» от «Победы» – то, да не то.
1. «Черная касса» – «мелочевка» была доступнаКак решали проблему крупных покупок представители среднего класса, то есть ИТР (был такой термин – инженерно-технические работники)? Двумя способами: если покупка «поменьше», то при помощи кассы взаимопомощи («черной кассы»); если же покупка крупная – только в рассрочку.
Нет, конечно, можно было найти компромиссный вариант – взять в долг у знакомых. Но… Как правило, этот вариант срабатывал разве что в форме «двадцатка до получки», не мощнее.
Гораздо эффективнее мы пользовались «черными кассами». Ведь раньше проблема собрать солидную сумму на больших предприятиях и в крупных организациях решалась коллективно. Самостоятельно, при средней зарплате 120–140 рублей, накопить деньги на крупную покупку, отпуск или протезирование у дантиста драгметаллами было весьма проблематично. Поэтому наш народ, изобретательный по природе, придумал механизм, по которому сейчас работают некоторые предпринимательские структуры. Название он носил довольно мрачное – «черная касса», но этим его негатив и исчерпывался.
Именно «черная касса» давала возможность сделать жизнь более комфортной, «осветлить» ее. Смысл «кассы» заключался в следующем: несколько человек объединяются и, сбрасываясь понемножку каждый месяц, собирают определенную сумму, и отдают ее одному из членов «черной кассы». И так по очереди все участники получают суммарный «взнос».
В реальности это происходило так. Вначале опрашивали всех, и составляли список желающих. Потом проводили собрание, на котором устанавливали ежемесячные взносы и, соответственно, общую сумму. Далее по всеобщему согласию или при помощи жребия выстраивали очередность. И процесс запускался.
В нашем издательстве в «черной кассе» участвовали двенадцать человек, скидывались каждый месяц по двадцатке, и очередник получал 220 советских рублей (свой взнос он мог и не вкладывать). Сумма по тем временам довольно большая. Те, кто возглавляли это движение, собирали деньги и передавали очереднику, а он, заранее зная, когда счастье привалит, уже планировал, на что их потратит.
Интересная деталь: в «черной кассе» участвовали только люди среднего достатка. Те, у кого зарплата была и так немаленькая, занимали руководящие посты, и им не к лицу было играть с коллективом в азартные игры. А те, для кого двадцать рублей были большими деньгами, просто не могли «отстегнуть» их от зарплаты. Вот так мы боролись с гарантированной совковой бедностью.
2. Шубку и «телик» – уже в рассрочкуНа что-то более «серьезное» усилий «черной кассы» уже не хватало, и через бухгалтерию своего предприятия приходилось оформлять справку о зарплате, подавать ее в магазине, и на основании этого «документа» можно было оформить покупку товаров в рассрочку.
Первый «самостоятельный» телевизор нашей семьи – «Весна-308» – мы как раз так и купили. Я не могу восстановить в памяти, сколько же стоило это чудо техники, но почему-то врезался в память ежемесячный взнос – 23 рубля.
3. Кредит – это «по-взрослому»А вот в кредит (почему существовали эти два термина – так и осталось для меня загадкой) брали только крупные покупки – мебель, автомобиль, кооперативную квартиру (прообраз нынешней ипотеки). Возможно, я выскажу субъективное мнение, но для меня, представителя среднего класса, это слово обозначало нечто недосягаемое и необъятное. И на кредит я бы, наверное, не решилась, хотя получала, по тем временам, очень приличную зарплату – в среднем 220–230 руб. в месяц.
90-е. Когда «не до жиру»Потом подвалили «веселые» 90-е, когда не то, что в рассрочку, за наличные – и то купить что-то было проблематично. На нашем рынке воцарился «зеленый». Магазинные полки были тоскливо пусты. И как мы тогда завидовали американцам, которые, как писали СМИ и показывали телеканалы, в кредит покупали все: дома, участки, дизайнерские разработки, модную одежду, автомобили.
Наши-то банки работать начали в середине 90-х годов, но массовым кредитованием физических лиц, то есть населения, они вплотную занялись ближе к 2000-му. Это сейчас у американцев выработалась идиосинкразия на само слово «кредит», а тогда мы им завидовали…
Автор: Инна ГРИГОРЬЕВА
http://mycityua.com/articles/kopilka/2008/12/05/052126.html