В ситуации, когда цены на жилую недвижимость продолжают снижаться, а несостоятельных должников по кредитам становится все больше, административно-регулятивные органы США готовятся к тому, что в течение следующего года разорятся десятки американских банков. Но после того как вечером в пятницу обвалились акции одного из крупных ипотечных калифорнийских банков, аналитики с Уолл-стрит начали задаваться двумя ключевыми вопросами: сколько, собственно, банков может прогореть и, что еще важнее, какой банк окажется следующим?
Банкам страны сейчас угрожает куда меньшая опасность по сравнению с периодом конца 1980-х – начала 1990-х годов, когда более тысячи финансовых учреждений, вклады в которых были застрахованы федеральными властями, прогорели в ходе так называемого "сберегательно-ипотечного кризиса". Ввиду этой катастрофы – крупнейшего краха американских финансовых учреждений со времен "великой депрессии" – государство было вынуждено прийти на помощь банкротам, что обошлось налогоплательщикам примерно в 125 млрд долларов.
Но в некоторых мелких и средних банках проблемы сейчас нарастают столь стремительно, что, по оценке аналитиков, в течение ближайших 12-18 месяцев в стране могут разориться до 150 банков (всего их 7500). Другие кредитные учреждения, вероятно, закроют некоторые свои ответвления или будут ориентироваться на слияние с другими.
"Все составляют списки, пытаются вычислить, который банк падет следующим, – это вопрос номер один. Вопрос номер два: сколько таких банков вообще? – говорит Ричард Боув, аналитик банковского дела из Ladenburg Thalmann, опубликовавшей в эти выходные список банков, которые испытывают проблемы. – А вопрос номер три, с точки зрения Вашингтона: насколько велик будет ущерб для экономики?".
Многие инвесторы занервничали после того, как федеральные регулятивные органы на прошлой неделе взяли под свой контроль калифорнийский IndyMac Bank – один из крупнейших сберегательно-ипотечных банков страны. IndyMac, отколовшийся от Countrywide Financial Corporation, располагает активами на 32 млрд долларов. Это крупнейшее за последние 20 с лишним лет американское кредитное учреждение, которое разорилось.
Теперь, когда администрация Буша пытается справиться с кризисом в двух крупнейших ипотечных компаниях страны – Fannie Mae and Freddie Mac, лавина отчетов о доходности, которые в ближайшие дни и недели будут обнародованы рядом крупнейших финансовых компаний США, наверняка будет содержать новые мрачные напоминания о плачевном состоянии банковской сферы.
Дальнейшая судьба Fannie Mae и Freddie Mac сыграет жизненно важную роль для банков, сберегательно-ипотечных ассоциаций и кредитных союзов, которые владеют ценными бумагами общей стоимостью в 1,3 триллиона долларов, выпущенными или гарантированными этими двумя ипотечными компаниями. Если ипотечные гиганты объявят дефолт по этим обязательствам, банки, возможно, будут вынуждены где-то привлечь дополнительные капиталы, исчисляемые миллиардами долларов.
Крупным компаниям, которые на этой неделе должны обнародовать результаты своей работы, – в том числе Citigroup и Merrill Lynch, – банкротство не угрожает, хотя некоторые, как ожидается, сообщат о списаниях десятков миллиардов долларов.
А вот часы некоторых мелких и средних кредиторов, возможно, сочтены. Эти учреждения разнятся между собой по масштабам и местоположению, но их общая проблема – крах рынка недвижимости и разрастание долгов по ипотеке. По большей части эти банки намного меньше тех гигантов финансового сектора, которые столь дотошно изучаются регулятивными органами и инвесторами.
И все же в нынешнем году обанкротились пока лишь шесть банков, в том числе IndyMac. В 1994 году Федеральная корпорация страхования вкладов (FDIC) распространила список из 575 банков, которые, по ее мнению, испытывали трудности. По данным на весну этого года, данная организация была обеспокоена положением примерно 90 банков. Возможно, в августе, когда правительство опубликует обновленный список, это число увеличится.
"Банкротства банков – это признак, который не предвосхищает события, а отстает от них, – говорит Уильям Айзек, который в начале 1980-х был председателем совета директоров FDIC, а ныне возглавляет совет директоров фирмы Secura Group (Вирджиния), оказывающей услуги в области финансового консалтинга. – Так что в нынешнем году мы увидим больше банков, которые испытывают трудности и прогорают".
Однако IndyMac, занимавший одно из первых мест в стране по объему ипотечного кредитования, этой весной не попал в правительственный список банков, испытывающих трудности. А значит, возможно, что и другие банки, оказавшиеся в неблагополучных обстоятельствах, ускользают от внимания.
FDIC отложила 53 млрд долларов на компенсации вкладчикам, хранившим свои деньги в прогоревших банках. IndyMac, по оценкам самой FDIC, проглотит от 4 до 8 млрд долларов из этого фонда, а следовательно, ей придется собрать больше денег с банков, вклады в которых она страхует.
FDIC не разглашает сведений о том, какие банки, по ее мнению, испытывают трудности. Но аналитики распространяют собственные списки, и шорт-селлеры – спекулянты, играющие на понижение акций – все активнее принимают решения на их основе. В последние несколько недель курс акций некоторых региональных банков – например, BankUnited Financial Corporation (Флорида) и Downey Financial Corporation (Калифорния) – сильно пошатнулся ввиду сомнений в их финансовом благополучии. Пресс-секретарь BankUnited заявила, что банк преимущественно избегал предоставления высокорискованных ипотечных кредитов.
Боув в своем докладе "Кто следующий?", опубликованном в эти выходные, сообщил, какова доля банковских кредитов, которые не приносят дохода, – например, в случаях, когда заложенное имущество конфисковано или заемщик просрочил платежи более чем на 90 дней. Таким образом Боув вычислил то, что он называет "зоной риска". По его оценкам, туда попадают более 5% кредитов. В этой категории оказалось семь банков.
Для региональных и локальных банков многое зависит от того, удалось ли им продать свои самые рискованные займы фирмам с Уолл-стрит.
Возможно, у правительства будет меньше проблем в связи с банкротами, чем раньше, так как некоторые банки, терпящие бедствие, выкупят частные инвестиционные фонды. Регулятивные органы рассматривают предложение изменить правила таким образом, чтобы частные фирмы, занимающиеся прямыми инвестициями, могли приобретать более крупные доли в банках, и ряд видных инвесторов – например, Уилбур Росс – уже привлекли средства, чтобы воспользоваться случаем.
http://www.inopressa.ru/iht/2008/07/15/14:29:41/banks