Кризис на мировом финансовом рынке, рост ставок на межбанке и ухудшение качества кредитных портфелей - весомые предпосылки для кризиса ликвидности финансовой системы Украины. Требуется хирургическое вмешательство Нацбанка.
Кризис неплатежей в сфере ипотечного кредитования в США, спровоцировавший глобальный мировой кризис привел к сокращению ликвидности и на украинском рынке. Из-за неопределенности ситуации многие игроки принимают решение "попридержать" средства. Тем самым, получить фондирование стало трудно не только за рубежом, но и внутри страны. Ставки на межбанке в марте взлетали до небес. "10, 14, 17,19%!" - до сих пор ужасаются банкиры мартовским всплескам ставок по фактически предоставленным однодневным межбанковским кредитам (KievPrime overnight). Многим финучреждениям приходилось договариваться с коллегами по цеху о получении так называемых "клубных" займов (сделки, основывающиеся на личных связях).
Помимо роста цен на ресурсы возник тотальный перекос в количестве денег в системе. У одних банков денег много, у других - очень мало. Об этом свидетельствует резкий рост оборотов депо-рынка, который при средних оборотах в 4 млрд. грн. в день в марте прочно закрепился на отметке за 5 млрд., а 12 марта составил и вовсе 6,1 млрд. грн.
"С 12 марта чистая ликвидная позиция (средства на корсчетах плюс депозиты в НБУ минус задолженность перед регулятором) банковского сектора растет", - говорит независимый банковский аналитик Виктор Мищенко. На минувшей неделе этот показатель достиг 15,9 млрд. грн., тогда как в начале марта он находился на уровне около 19 млрд. грн.: минимальное значение в текущем месяце было зафиксировано 12 марта (13,747 млрд. грн.), максимальное - 4 марта (18,903 млрд. грн.). Протестировал в марте рынок МБК и максимальные ставки: ставки по ночным кредитам KievPrime overnight 17 марта достигли 19,31%, а по трехмесячным 12,95%.
Хотя о "кризисе доверия" банкиры предпочитают не говорить. "Высокий уровень ставок объясняется иммобилизацией свободных денежных средств на счета Минфина и НБУ, а не падением доверия", - говорит заместитель председателя правления банка "Контракт" Павел Крапивин.
"Ставки по гривне на межбанке сохранятся на достаточно высоком уровне на протяжении всего 2008 года в связи с политикой Нацбанка Украины, направленной на борьбу с инфляцией. Это вызовет рост ставок по депозитам в гривне, который уже демонстрируют некоторые банки, что приведет к росту кредитных ставок", - считает заместитель директора казначейства банка "Форум" Александр Добровольский. "В ближайшее время поступления денег на счет Госказначейства не предвидится, торговый баланс ухудшается, суммы, привлеченные банками из-за рубежа, незначительны и, соответственно, денежная масса будет расти намного более медленными темпами, чем в предыдущем году. Поэтому межбанковские ставки в ближайшие недели будут держаться на высоком уровне", - пояснил аналитик инвестиционной компании "Альфа Капитал Украина" Сергей Кульпинский.
Но все будет зависеть от того, как скоро на эту ситуацию отреагируют Кабмин и Национальный банк. И как скоро НБУ расширит предложение по гривне. Однако с учетом удорожания привлечения средств на международном рынке ставки на украинском рынке МБК вряд ли вернутся на уровень 0,5-1% (по "овернайтам").
Рост ставок на рынке МБК наверняка окажет влияние на стоимость депозитов и кредитов для клиентов банков. "Эта ситуация вписывается в борьбу с инфляцией. Думаю, что она сохранится достаточно долгое время, поскольку полностью соответствует стандартным методам борьбы с инфляцией. В дальнейшем она будет влиять на уровень процентных ставок по кредитам и депозитам", - отметил начальник отдела дилинговых операций Эрсте Банка Дмитрий Лазарев.
Впрочем, уже ближе к лету банкиры прогнозируют снижение ставок. Такие прогнозы связаны с ожидаемым увеличением активности НБУ на валютном рынке. На фоне долго ожидаемой ревальвации гривни и под давлением продавцов НБУ будет вынужден выкупать доллар США за счет прямой эмиссии национальной валюты. Что компенсирует нехватку гривни. Впрочем, многие участники рынка не слишком оптимистичны. "Не исключены проблемы", - голосят хором даже осторожные рейтинговые агентства.
Вероятность "точечных дефолтов", пишет в своем специальном отчете Standard and Poor's, объясняется тем, что сегодня возможности для рефинансирования есть главным образом у банков, испытывающих необходимость в поддержке ликвидности меньше остальных участников рынка. Остальные банки в большинстве своем испытывают нехватку фондирования. Это вынуждает их диверсифицировать ресурсную базу, изменять бизнес-процессы, переоценивать продуктовые предложения. Однако пережить столь сложную реструктуризацию по плечу не всем, предупреждают эксперты. "Некоторые банки могут столкнуться с реальной угрозой нехватки ликвидности", - добавляют в S&P.
С учетом увеличения внешнего долга финансового сектора Украины до $28 млрд. агентство "беспокоит значительный риск рефинансирования обязательств украинской банковской системы". Банки уже в текущем году должны будут выплатить или рефинансировать $11,5 млрд., из которых только $4,6 млрд. - кредитные линии материнских банков. Однако учитывая нынешнюю обстановку на глобальном рынке сделать это будет весьма непросто.
Ведущий экономист отдела инвестиционного консалтинга компании "Юпрас Капитал" Андрей Тарасенко считает, что "ужесточение требований регулирующих органов является методом страхования риска вкладчиков, но об ожидаемых банкротствах банков это не говорит". "Риски невозвратов, типичные для западных банков, для крупнейших отечественных банков невысоки. Считаем, что данные, озвученные S&P, о том, что около 75% активов украинских банков проблемные, являются завышенными. Что может быть связано с методикой расчета. Доля проблемных кредитов в Украине составляет не более 5%, что является допустимым показателем, если учесть размер эффективных ставок по потребительскому кредитованию", - считает эксперт.
Нервы не железные
Масла в огонь добавил и Минфин, который на прошлой неделе предложил банкам увеличить разовые отчисления в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) с 1% от уставного капитала до 2%, а ежегодные - с 0,5% от суммы вкладов до 0,6%. Эти изменения, по мнению Минфина, должны повысить доверие к банковской системе. Эксперты, в свою очередь, сразу связали действия правительства по увеличению фонда с ожиданиями возможных банкротств банков. "Не думаю, что речь может идти о каких-то кризисных явлениях. Да, несколько снизится доходность, снизится прирост объемов привлечения на внешних рынках, снизятся темпы прироста депозитов отечественных вкладчиков. Все это приведет к замедлению темпов роста банковской системы до уровня 30-35%, что все равно является хорошим потенциалом роста", - говорит Павел Крапивин.
Необходимость увеличения отчислений в ФГВФЛ объясняют стремительным ростом депозитной базы банков. В прошлом году количество банков, у которых портфель депозитов физлиц превышал 1 млрд. грн., достиг 29, тогда как год назад их было только 15. Впрочем, по словам самих банкиров, за счет увеличения отчислений в Фонд дополнительно поступит всего 164 млн. грн., что для ФГВФЛ несущественно, в отличие от самих финучреждений.
У банковского "микроинфаркта" было еще одно следствие, оставшееся вне поля зрения широкой публики. Дело в том, что, когда средние и малые банки столкнулись с недостатком средств, они срочно начали распродавать активы, и в частности ценные бумаги украинских предприятий. И стоимость украинских акций достаточно существенно снизилась. "Сильное падение котировок ценных бумаг, которое происходило в течение последних двух недель, одной из причин могло иметь недостаток ликвидности на межбанковском рынке. Эта причина - не основная: снижение котировок началось раньше. Тем не менее данная ситуация подлила масла в огонь", - считает Виктор Мищенко. Иными словами, лес рубят - щепки летят. И довольно далеко…
Не навредить
Общая картина банковского рынка меняется, отмечает Виктор Мищенко: "Прежняя модель строилась на избыточном предложении ликвидности со стороны внешнего рынка. Новая - предполагает ограниченное получение средств из-за рубежа и требует более эффективного и автономного внутреннего денежного рынка".
Насколько болезненно рынок будет переживать эту трансформацию, во многом зависит от позиции регулятора - Национального банка. Помимо помощи с финансированием, отмечают участники рынка, регулятору в сложившихся условиях нужно быть крайне аккуратным в любых действиях и высказываниях. "Позиция многих банков системы достаточно уязвима, поэтому любое тревожное событие, например проблемы даже не самого крупного банка, может пошатнуть доверие вкладчиков и спровоцировать цепную реакцию", - говорят эксперты. И все же, по их мнению, правительство и Нацбанк будут проводить комплекс мер монетарного и фискального характера, цель которых - предотвращение избыточного роста спроса, избегая чрезмерного роста предложения денег. Это означает, что в ближайшей перспективе гривня для банков останется дорогой.
Одним из выходов, по словам банкиров, может стать снижение нормы обязательного резервирования для коммерческих банков, чтобы повысить уровень ликвидности в стране. Этого шага банкиры уже ждут от Владимира Стельмаха. Это позволит высвободить какую-то часть денег для банков. Вот только это может усилить инфляцию в стране, которая и так уже вышла за все рамки. Поэтому весь вопрос в цене, которую экономике придется заплатить за решение проблем с ликвидностью. "Снижение норм резервирования чревато усилением инфляции, которая уже достаточно высокая, - предупреждают банкиры. - То ли мы будем ждать банковский кризис, то ли пойдем на повышение инфляции. Видимо, взвесив эти варианты, Нацбанк сочтет меньшим злом последнее".
Впрочем, украинская инфляция все чаще объясняется немонетарными факторами. "Надо решать проблемы со стоимостью продовольственных товаров, - советует Мищенко. - А понижение нормативов обязательного резервирования не должно привести к всплеску инфляции".
Вот и получается, что, пытаясь обезопасить себя от возможной нехватки ликвидности, многие банки попросту "сидят" на деньгах. "Сегодня банки опасаются изменений на рынке и, подстраховываясь, не выходят из ликвидных активов зачастую в ущерб своему бизнесу", - вторит Виктор Мищенко. "Считаю маловероятным, что ситуация в апреле будет отличаться от мартовской. Не вижу оснований ни для ее улучшения, ни для ухудшения", - прогнозирует Павел Крапивин.
Вячеслав МИРОНЕНКО (ИнвестГазета, № 13, 31 марта - 6 апреля 2008)