ING Group первой из крупных международных банковских групп сворачивает розничный банковский бизнес в Украине. Последуют ли за голландцами другие? Международная банковская группа ING Group закрывает проект по развитию розничного направления банковского бизнеса в Украине. Это первый случай, когда иностранный банк выходит из бизнеса, признав, что стратегия, с помощью которой он намеревался завоевать рынок, провалилась. «В сегодняшних сложных экономических условиях ING Group обязана продолжать оптимизировать свой капитал и выравнивать баланс. Именно поэтому и было принято решение не привлекать масштабных инвестиций, необходимых для успешного развития розничного банковского бизнеса в Украине», - официально сообщили в банке. Офисы компании будут работать до конца мая этого года. В течение этого времени банк обязуется выполнить перед клиентами все свои обязательства. А тем временем рынок заговорил о том, что уход голландской группы может стать примером для других иностранцев.
Запоздалый выходУчастники украинского банковского рынка слишком долго ожидали выхода ING в сектор розничного банкинга. Еще в 1994 году ING Bank открыл в Киеве офис корпоративных банковских услуг, а в 1998-м ING Group открыла в Украине ИНГ Банк Украина для работы с корпоративными клиентами (в основном с украинскими ценными бумагами по поручениям нерезидентов). Лишь в 2008 году ING начал работать с физлицами, одновременно обзаведясь и страховой компанией.
Развитие голландской группой розничного бизнеса в Украине изначально имело ряд особенностей, потому как первым на украинский рынок был выведен неприоритетный в структуре группы корпоративный бизнес. Практически половину консолидированной прибыли ING Group приносит страховой бизнес, розничный банкинг зарабатывает около 28%, остальное принадлежит обслуживанию корпоративных клиентов и интернет-банкингу. Само построение розничной сети ING Bank претенциозно выделялось на фоне бизнесов других финансовых групп в Украине. Суть голландской модели заключается в так называемом Self'Bank, или, в буквальном смысле, - самостоятельном банкинге. Как раньше объясняли топ-менеджеры ING, эта стратегия предполагала построение розничного бизнеса с нуля и практиковалась на быстроразвивающихся рынках с высоким потенциалом. Первой и единственной страной реализации данной стратегии была Румыния, где ING работает по своей франчайзинговой схеме с 2004 года.
Несмотря на выход ING из розничного бизнеса, группа продолжит развивать корпоративное направление в Украине. А для многих иностранных игроков банковского рынка появился еще один повод задуматься о собственном дальнейшем развитии. Голландской «болезнью» могут заразиться те учреждения, которые делали ставку на развитие розничного банкинга у нас в стране. К примеру, еще год назад, в интервью «Инвестгазете» глава украинского Ситибанка Надир Шейх заявлял о готовности группы развивать в Украине розницу. «Кредитные карты - это именно тот продукт, который сейчас на стадии подготовки для внедрения в Украине. По срокам - это вопрос ближайшего года», - отмечал тогда г-н Шейх. Однако после миллиардных списаний и глобальных проблем американского банка его планы на украинском рынке, похоже, так и не удастся реализовать. Ситибанк продолжает работать только с корпоративными клиентами, демонстрируя при этом один из самых высоких показателей прибыли. По данным Ассоциации украинских банков на первое февраля этого года, Ситибанк занял третье место (после Ощадбанка и Родовид Банка), заработав 73,3 млн. грн. Кроме того, на прошлой неделе украинская «дочка» казахского БТА Банка из-за проблем материнской структуры чуть не осталась без основного источника капитализации. Кроме того, из обнародованных западными группами отчетов видно, что практически все иностранцы списали разницу между заплаченной за украинский актив ценой и его реальной стоимостью. В целом эта сумма превышает 1 млрд. евро. Больше всех потери понесли Intesa Sanpaolo, UniCredit и OTP Group. Учитывая позиции дочерних банков (Правэкс-Банк, Укрсоцбанк и ОТП Банк), максимальная вероятность ухода с украинского рынка у Intesa Sanpaolo. Вывод напрашивается сам собой: отечественные проблемы материнских компаний в сумме с украинскими банковскими рисками служат перманентным источником возникновения вопроса о сворачивании бизнеса в Украине.
Новые стратегии Участники рынка неоднозначно оценивают уход группы ING с розничного рынка. Для многих это решение стало неожиданностью. Среди неофициальных причин отказа голландцев от развития в Украине называется и давление европейских государств, оказывающих помощь своим банкам и требующих ограничить инвестиции в страны с нестабильной экономикой. «Решение ING было глобальнее, чем просто уход с украинского розничного рынка. Это было комплексное решение о реструктуризации всей группы, сокращении издержек, освобождении капитала», - отмечает старший аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Евгений Гребенюк. Группа сконцентрируется на работе в Западной и Центральной Европе. Также будет реструктурирован бизнес в Азии и США. Поэтому, по мнению г-на Гребенюка, было бы слишком смело говорить, что это решение касалось лишь Украины. «В рамках этой реструктуризации им довольно просто было принять решение о сворачивании розничного бизнеса в Украине, поскольку этот бизнес был очень молод и его легче закрыть. Поэтому нельзя ни в коем случае делать вывод, что иностранные банковские группы будут уходить с украинского рынка только на основании решения ING», - считает Евгений Гребенюк. Потенциально эксперт видит только одну банковскую группу (помимо ING. - Ред.), которая может уйти.
Председатель совета директоров группы компаний «Инвестиционный Капитал Украина» (ранее работала в ИНГ Банке Украина. - Ред.) Валерия Гонтарева считает, что иностранные группы все же могут задуматься об уходе. В частности речь идет о небольших игроках, которым будет гораздо выгоднее свернуть деятельность, нежели нести несколько последующих лет огромные затраты, связанные с поддержанием розничной сети. «Вряд ли это будут те, кто инвестировал огромные деньги сначала в покупку банков у украинских акционеров, потом в дополнительные эмиссии и в интенсивное фондирование таких финучреждений. Поэтому крупнейшие игроки не уйдут, а с помощью своих иностранных банковских групп и участия в капитале ЕБРР даже укрепят свое положение на рынке», - уверена г-жа Гонтарева.
По ее мнению, рынок кредитования замер и в таком состоянии пробудет еще минимум полгода-год, пока банки не реструктуризируют свою существующую проблемную задолженность и не будет завершена их рекапитализация. Остается вопрос, чем банки будут заниматься после этого? Согласятся ли иностранные акционеры и центральные банки Европы и Америки продолжать фондировать операции своих дочерних банковских учреждений в Центральной и Восточной Европе, а следовательно, и в Украине? «Думаю, что в последующие два-три года подход будет очень осторожный. Если же вы не ведете нового активного бизнеса в стране, то дешевле будет или продать свой кредитный портфель с дисконтом, или перевести такую задолженность на материнский банк за границу и обслуживать или реструктуризировать его из хэд-офиса. Поэтому, скорее всего, банки с иностранным капиталом будут уходить с рынка. А поскольку в Украине только один американский банк, то это будут европейские банки», - заключает Валерия Гонтарева.
Директор аналитического департамента Foyil Securities Агшин Мирзазаде также считает, что пример ING не индикативен, поскольку, во-первых, ING всего лишь сворачивает свой розничный бизнес, а во-вторых, банк еще не успел вложить крупные инвестиции в это подразделение. На конец февраля его розничное подразделение имело всего 140 млн. грн. кредитов и 67млн. грн. депозитов на своем балансе, что крайне мало на фоне общих активов группы. «Поэтому группе ING было легко принять такое решение. Сейчас полностью уйти с рынка не так уж и легко, особенно крупным финучреждениям. Продать активы другим банкам невозможно, поскольку на рынке нет ликвидности. Если продать банк целиком, то придется потерять больше половины вложенных ресурсов. В случае обычного сворачивания деятельности придется возвращать депозиты и собирать кредиты, а на это понадобится не год и не два, так как разрывы по срокам между активами и обязательствами в украинских банках очень большие. Я уверен, что простого ухода крупных банков с иностранным капиталом по примеру ING не будет», - полагает Агшин Мирзазаде.
Между тем аналитик инвестиционной группы «ТАСК» Вадим Емец не исключает возможности дальнейших изменений в политике ведения бизнеса в Украине иностранными банками, особенно теми, материнские компании которых испытывали или испытывают финансовые сложности (UniCredit Group, Commerzbank, BNP Paribas Group и некоторые другие). «Такие банки меньше склонны к предоставлению финансовой поддержки украинским «дочкам», - считает эксперт. О некотором переформатировании также свидетельствуют планы отдельных банков относительно сокращения персонала, о чем ранее заявили УкрСиббанк, принадлежащий BNP Paribas Group (Франция), Эрсте Банк (Erste Bank, Австрия), Райффайзен Банк Аваль (RZB Group, Австрия). Естественно, будет наблюдаться передел рынка банковских услуг в пользу крупнейших и более надежных финансовых учреждений.
Источник - http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=26412