Iпотека в Україні
Портал іпотечного кредитування


«Элита-центр» по-донецки

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Offline Редактор

  • Старший модератор
  • Эксперт
  • ****
    • Повідомлень: 2384
    • Репутация: 2
    • Ипотека в Украине
: Липня 04, 2008, 04:28:36 pm
Если у вас нет возможности днями стоять в пикетах на улицах столицы и жить в палаточном городке у стен президентской канцелярии, то ваши шансы добиться справедливости в борьбе с «кидаловом» на рынке недвижимости просто ничтожны.

Всякие совпадения имен, отчеств и должностей физических, а также названий юридических лиц – неслучайны.

По большому счету, нашумевший скандал с вкладчиками печально известного «Элита-центра» кроме очевидных проблем для властей принес им и некоторую выгоду. Мы не о материальной стороне дела, хотя подозреваем, что определенные должностные лица в свое время получили от господина Волконского и его партнеров не один кейс, набитый наличными знаками особой благонадежности этой конторы. Речь о другом: на примере «кинутых» «Элита-центром» граждан государственные мужи – от Президента до киевских властей – продемонстрировали «всему миру», что беды «маленьких украинцев» не оставляют их равнодушными. Тем более, что это сердобольным чиновникам не стоило ни копейки – не из своего же кармана они будут оплачивать квартиры, которые пообещали дать обманутым гражданам.

Но ведь государство не для того существует, чтобы деньгами налогоплательщиков решать трудноразрешимую задачу – чтобы и овцы (то есть жертвы мошенников) были целы, и волки (то есть мошенники) были сыты и довольны. Государство на то и существует, чтобы свести к минимуму подобного рода «транзакции». На то ему и даны обществом немалые полномочия, ради этого, по идее, и содержат те же налогоплательщики весь этот «аппарат насилия», со всеми его бесчисленными контролирующими и карающими органами.

Но это – «по идее». На практике же «маленькому украинцу» достается такой выбор: или смириться с жуликами, или же отправляться в столицу и действовать на нервы Президенту, размахивая плакатами и голодая у порога его резиденции, дожидаясь момента, когда дрогнет чувствительная натура Виктора Андреевича… После чего все пойдет по накатанному варианту: из государственной казны выделят деньги пострадавшим (после чего власть предержащие мужи и премьерствующие женщины вновь будут без устали изображать дежурную скорбь по поводу отвратительного питания в школах, мизерных зарплат медиков или отвратительных дорог), а новоявленные «волконские» не только пополнят свои карманы, но и еще раз убедятся, что «система работает» на них.

Но и при такой системе наши сограждане не оставляют надежд обзавестись собственным жильем. Чем это чревато и как чиновники «защищают» законные интересы «простых людей», мы покажем на истории строительства жилого дома в центре Донецка. Вполне вероятно, что читатели по-разному отреагируют на нижеизложенное: кто-то с долей сочувствия подумает о том, что «элита-центры» ничему не учат простого обывателя, кто-то злорадно представит соплеменника-«толстосума», которого очередной аферист попросту «развел». Каждый из них будет по-своему прав, однако нижеописанный случай по-своему уникален и цель его освещения - послужить лишним поводом согражданам подумать еще раз, перед тем как ввязываться в украинскую рулетку под названием «приобретение жилья на рынке новостроя».

В недалеком 2005-м году в Киевском районе г. Донецка, микрорайоне Шахтерском, находящемуся в сотне метров от всем известного памятника горняку с куском угля, появился котлован. Плакаты рядом с данным элементом зодчества гласили, что вот это - «Ваше новое жилье!» Подпись – «Украинская строительная компания» (УСК). Жертвами, не побоимся этого слова, вышеуказанной наглядной агитации стали несколько дончан, заключившие в том самом 2005-м договора о долевом участии в строительстве отдельных квартир с помощью этой самой компании УСК. Подпись под договорами ставил руководитель данной организации, мужчина средних лет, – Михаил Абрамович (Абрамович – это отчество и в родственных связях с экс-начальником Чукотки наш герой не состоит), который клятвенно обещал закончить новое строительство в договоренные сроки с высоким, между прочим, качеством работ. Что самое интересное (увы, это выяснилось уже гораздо позже), на момент заключения договоров под новое строительство, этот гражданин начальник не имел формального разрешения на новое строительство, которое датировано аж второй половиной 2006-го года, но имел уже несколько судебных разбирательств с дольщиками, купившими жилье в доме, где располагался его офис. Параллельно Михаил Абрамович судился с подрядчиками, которые ждали оплаты своих услуг. Также «по факту» обнаружилось несоответствие эксплуатационных характеристик проведенных коммуникаций с требуемыми для нормальной жизни квартиросъемщиков, так как Михаил Абрамович умудрился изменить проект строящегося дома с 10-ти этажей до 16-ти, чем обрек будущих жителей как минимум к перманентному «вырубанию» электрики из-за несоответствия нагрузок проектным.

Стоит особо подчеркнуть, что подобное наращивание этажности в новостройках не уникально для Донецка, и вышеуказанный пример еще не так опасен для жильцов этого дома по сравнению с новостроем на центральной площади города – площади Ленина. В том самом месте другой генподрядчик из шестнадцатиэтажного кирпичного дома сделал двадцатиэтажный, проектный фундамент домик не выдержал подобного беспредела и дал трещину, приведшую в ужас жителей близлежащих домов. Которые, стоит заметить, живя в самом центре города и будучи не самой низшей прослойкой донецких обывателей, стали бить в колокола донецких и даже киевских властных органов с требованием обезопасить себя от соседства с новоявленной «Пизанской башней». Данная эпопея, насколько нам известно, закончилось получением заключения некоей киевской организации, о том, что все нормально, и беспокойные граждане-жители близлежащий домов, и, соответственно, жители самого дома могут спать спокойно - если дом не шатать, то он не упадет.

Но вернемся к нашей истории, которой пока столь «благополучное» завершение не грозит. Подписав договора о долевом участии, заплатив деньги (кто наличными средствами, кто банковским кредитом), дольщики стали ждать обещанное жилье - срок окончания строительства был обозначен серединой 2007-го года. Но самое интересное началось гораздо раньше указанного срока. Весь 2006-й год на стройке ничего не делается. Как объясняет Михал Абрамыч – он и его заместители занимаются созданием фонда финансирования строительства (ФФС) и землеотводом, хотя какое это имеет отношение к процессу строительства – абсолютно непонятно. К концу 2006-го на стройке из трех потенциальных подъездов дома наблюдается следующий расклад: на месте третьего подъезда - котлован, на месте среднего – фундамент, и три этажа первого подъезда. При этом до окончания строительства (июль 2007-го) по договору остается всего полгода. Фактически в УСК нет денег, зато есть «кредиторка» порядка 10 млн грн. (еще с предыдущей стройки), плюс неплатежи в бюджет и проблемы с отчетностью. Разрешение на строительство, как уже было озвучено, формально получено только осенью 2006-го. В ответ на вопросы некоторых дольщиков о черепашьих темпах строительства, адресованных заказчику стройки - городскому Управлению капитального строительства, оное начинает «отмораживаться» (то есть не признает никакой своей ответственности за происходящее) и заявляет о расторжении договора заказчика строительства с закрытым акционерным обществом «Украинская строительная компания». Осенью 2006-го организовано собрание дольщиков, избрана инициативная группа, пишутся письма в то же Управление капстроительства, городскому голове Донецка Лукьянченко и т.п. Городские власти начинают шевелиться – что приводит к смене руководства строительной компании. На смену прежним руководителям приходят другие - и ведут себя более нагло.

В первой половине 2007-го года происходит несколько встреч дольщиков с новым руководством УСК, в лице директрисы Нины Ивановны. Милая дама средних лет первым делом пытается уговорить дольщиков на подписание нового допсоглашения со сдвигом сроков строительства. Руководством стройкомпании зачем-то инициируется смена нумерации строящихся квартир (формальный повод – по проекту нумерация секций (подъездов) со двора идет справа налево, а правильно, как считает руководство, компании – слева направо). К тому же предыдущее руководство, в лице незабвенного Михаила Абрамовича, умудрилось продать две квартиры под одним и тем же номером и перенумерация – возможный способ разрешить данную коллизию. Руководством стройкомпании в городском УКСе подписывается какое-то письмо с новым порядком нумерации. Это подается как формальный повод для появления как такового допсоглашения, в которое стройкомпания пытается навязать не только новые сроки строительства, но и сокращение фронта работ.

Июль 2007-го – срок сдачи дома в эксплуатацию и получения квартир. Ни того, ни другого нет. Милая дама Нина Ивановна в лучших традициях своего предшественника Миши, который перенаправил свою деятельность со строительства на монополизацию рынка кабельного телевидения в центральном районе Донецка, оказалась дамой с весьма странными жизненными принципами, касающимися деловой репутации руководимой ею компании и методики общения с добропорядочными клиентами. Спустя месяц с момента «сроков окончания строительства по договору» в адрес компании дольщиками отправлен проект компромиссного допсоглашения, как плод бесполезной многомесячной говорильни. Все последующее общение со строителями носит характер бросания телефонных трубок и пожеланий в стиле азаровского «да пошли вы!» сквозь зубы.

Результат данного свинского отношения к дольщикам – написанная в октябре 2007-го жалоба в областную прокуратуру на действия руководства УСК, ответ на которую не получен до сих пор. В ноябре 2007-го в стройкомпанию присылаются претензии с рассчитанной суммой компенсации за просроченность сроков выполнения договора, в которых дольщики пытаются намекнуть, что на уступки в трактовке пунктов допсоглашения должны идти не дольщики, а строители. Весь первый квартал 2008-го строители «морозятся» и в переносном и прямом смыслах - у них отключили электричество: новое руководство компании якобы выгнало элементы старого и эти старые элементы в отместку «сломали электрорубильник» (до этого электричество подавалось незаконным путем с соседней стройки по договоренности). Три месяца стройкомпания занимается оформлением новой «электроточки». В марте 2008-го дольщиками в адрес стройкомпании отправлен еще один проект допсоглашения, в котором люди идут навстречу УСК с изменением нумерации и делают более прозрачными условия передачи квартир, но, естественно, не делают уступок по вопросу сроков и снижения объемов выполнения работ. 14 марта текущего года дольщиками получено ответное допсоглашение от стройкомпании, в котором опять же снижены объемы работ (строителям нужно подарить процентов 15 стоимости квартиры!), сдвинуты сроки окончания строительства (еще раз и еще дальше) и ухудшены условия передачи квартиры. В апреле 2008-го дольщиками повторно отправлен свой проект допсоглашения. В это же время прокуратура города наконец-то озадачило проблемой отдел по борьбе с экономическими преступлениями Киевского района Донецка. Новые руководители УСК начинают сильно нервничать, но от этого наглеют еще больше: если раньше они не шли на компромиссы «завуалировано», то теперь – принципиально. Новый юрист стройкомпании придумал «ход конем» – протокол разногласий в трактовке допсоглашения. Впервые устно упоминается возможность расторжения в одностороннем порядке договоров! В проект допсоглашения вставлен пункт о возможной продаже квартиры, если дольщик ее не примет в месячный срок. В конце мая 2008-го стройкомпании отправлен протокол согласования разногласий. В сопроводительном письме предложено прекратить переписку и руководствоваться действующим договором. Параллельно подано письмо в приемную городского головы по вопросу «беспредела» стройкомпании. Начало июня 2008-го – получено письмо из УСК, где Нина Ивановна грозит разрывом договора в судебном порядке, возвратом денежных средств трехлетней давности, равных стоимости квартиры в три раза меньшей сегодняшней, - если не будет подписано их допсоглашение!

И что же дальше? Бесконечные суды, лицезрение полного бессилия государства в лице местных чиновников в деле защите интересов того самого «простого» украинца? Ответ на этот вопрос не знает никто. Однако это не отменяет некоторые вопросы к некоторым личностям и структурам прямо или косвенно имеющим отношение к данному «кидалову».

Что могут ответить городские власти в лице мэра Александра Лукьянченко, которые любят поговорить о «стабильности» и «сильной власти на местах»? О какой стабильности в строительном бизнесе Донецка можно говорить, когда нынешние дольщики-инвесторы любой, пущенной на местный рынок городскими чиновниками стройкомпании могут в любой момент стать «кинутыми лохами» и это в городе, где уже был инцидент с так называемой «Социальной инициативой»? Как городские власти вообще дают разрешение на строительство подобным михал абрамычам и нинам иваннам? Почему местные прокуратура и ОБЭП не могут или не хотят выполнять возложенные ими государством контрольные функции? Сколько жалоб и по какому адресу нужно написать, чтобы «количество переросло в качество»? Могут ли ответить те же самые органы прокуратуры Донецка и Донецкой области на простой вопрос: как называется ситуация, когда руководители строительной компании берут у граждан деньги, строят за их счет жилье, выжидают момент, когда стоимость жилья вырастет втрое, а затем заявляют о возврате обесценившихся денежных средств, оставив себе уже построенные объекты недвижимости?

Если прокурор или его заместители затрудняются ответить, то нетрудно заглянуть в Уголовный кодекс Украины и посмотреть статью 190 «Мошенничество», характеризуемое как завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана либо злоупотребления доверием. В данном случае преступление совершенно в особо крупных размерах и, к тому же, организованной группой. И вся эта деятельность, между прочим, по Закону наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества. Почему местные власти в лице городского головы и Управления капитального строительства делают вид, что не могут найти управу на зарвавшихся барыг от строительства, хотя любой обыватель знает, что, обладая такой армией чиновников и сложнейшей разрешительной системой, город может одним своим решением «поставить на место» руководство «Украинской строительной компании» и вводить дом в эксплуатацию? Хотя и в этом доме УСК умудрилось изменить проект строительства, а как это сказалось на эксплуатационных характеристиках строящегося здания, знают только в самой фирме. Разве непонятно городским властям, что если руководство УСК позволяет себе так нагло вести себя с добропорядочными клиентами, то ни о какой будущей деловой репутации эти деляги не задумываются и могут в любой момент, собрав деньги сограждан, исчезнуть в лучших традициях «элита-центров», оставив тем же городским властям большую социальную проблему?

А главное: сколько нужно еще «элита-центров» и «социальных инициатив», чтобы у власти проснулось чувство элементарной ответственности и она начала наводить порядок на строительном рынке Украины? Или ничего поделать нельзя – кроме как предложить гражданам отправляться бузить под окнами президентской канцелярии?

Георгий ШУМ (Донецк)