Уже ясно, что «спасать» будут не всех, а по сему - нас ждет «смутное время» слияний и поглощений… Очевидно, что после «оптимизации» численности банковских сотрудников медленно, но верно приходит время «оптимизации» количества работающих банков.
По самым жестким предположениям их может остаться порядка пятидесяти: в принципе, можно ориентироваться на тот список, который был опубликован в другом контексте – банки, гарантии которых принимает ЦБ… По наиболее оптимистичным (и моим личным тоже) – плюс еще 200-250 банков. И – достаточно.
Достаточно для необходимой концентрации капитала, достаточно для увеличения возможностей в обслуживании клиентов. Безусловно, это может отразиться на отношении к клиенту: маленькие и средние банки славятся индивидуальным подходом и искренним интересом к каждому, даже самому маленькому клиенту. Но я сильно сомневаюсь, что клиент готов пожертвовать своими возможностями ради хорошего отношения банковских служащих к себе любимому. А возможности маленьких и средних банков, как мы знаем, серьезно ограничены действующими экономическими нормативами деятельности!
Кроме того, сбудется давняя мечта ЦБ: малое количество банков. Правда, я смутно себе представляю, куда они денут излишки кадров, здесь даже введение института персональных кураторов не поможет! Неужели уволят так же, как уволили многих других в процессе кризиса…
Так вот – слияния и поглощения… Интересно, как все это будет происходить? Нет, я не имею в виду формальную технологию слияний и поглощений, меня волнует Великая миграция банковских кадров: как это будет происходить, кто останется при деле, а кто… – тоже при деле, но уже – в каком-нибудь другом месте.
Раньше, в середине 90-ых годов банковские служащие перемещались из банка в банк так называемыми «командами». Смена первого лица почти всегда означала:
- последующий заход пятерки-шестерки верных ТОП-соратников,
- дальнейшую корректную/некорректную «зачистку» кадрового состава,
- и, собственно, начало созидательной работы на благо собственников.
С большим Боссом в обязательном порядке приходили: «вторая подпись» - что само по себе и понятно, Зам по экономике (как вариант – зам по кредитной работе), Зам по клиентской работе, ибо за ним всегда тянулся приятный шлейф своих клиентов (помню в начале 2000-ых мне позвонила приятельница, промышлявшая тогда рекрутинговым бизнесом, и всё удивлялась: странное дело: ищут сотрудников не по специальностям/профессиям, а по фамилиям! В связи с этим она интересовалась – почему так? Оказалось, за «именитыми менеджерами», как правило, «стояли» серьезные клиенты, готовые передвигаться за ним в различные банки.И получая такого менеджера, банк или филиал одномоментно получал серьезную клиентскую базу с серьезными остатками по счетам).
Далее – Босс обязательно приводил с собой Зама по безопасности – тоже понятно и без дополнительных комментариев. Юристов было принято приводить почти полным составом: без главного юриста не могло существовать первое лицо, а главный юрист не мог существовать без своих специалистов: юристы уж и подавно только своим доверяют.
В редких случаях за собой еще приводили сотрудников по персоналу: тоже логично – и в имеющихся кадрах смогут разобраться, учитывая пристрастия Босса, и своих из прошлых подтянут, если что.
И вот после такого «недетского» захода новой команды начинался сложный момент «самоочищения» банка: когда уходят старожилы, сотрудники из прошлой команды. Уходят не потому, что их кто-то попросил это сделать, уходят потому, что просто сдают нервы. Опыт работы показывал: те, кто выдерживал информационный, а иногда и моральный прессинг самой по себе ситуации, не только оставались работать, но даже делали неплохую карьеру. Как правило, это касалось сотрудников бухгалтерии, СВК, пр. подобное…
Иногда сотрудников таких подразделений даже пытались удерживать, так как их знания были знаниями не только формально-профессиональными, их знания были знаниями «историческими», порой, нигде не зафиксированными в силу своей конфиденциальности! Без таких знаний новой команде было бы сложно не только соблюсти преемственность во многих вопросах учета и отчетности, но и логично двигаться дальше, не вызывая лишних вопросов регуляторов.
Так было раньше, когда число банков только увеличивалось, а банкирами и банковскими служащими становились все, кто хотел. Теперь же, когда число банков и банковских служащих сокращается, хотелось бы понять, насколько «симметричны» будут эти сокращения…
Понятно, что остаться «первыми лицами» руководители поглощаемого (не хочется употреблять слово «сливаемого») банка, практически, не смогут. Максимум на что можно рассчитывать – вицесвадебные генералы и советники. Исключением могут стать, пожалуй, только перечисленная выше категория «именитых менеджеров» с тучей клиентов, которые легко могут претендовать на замов и даже самых первых замов. Такие ситуации могут стать, практически, подарком судьбы для бывших подчиненных такого руководителя. Ибо, поскольку «короля делает свита», они тоже могут не опасаться за свое трудоустроенное будущее. В самых исключительных случаях, такими замами могут даже заменить своих-прежних-«нерадивых», и тогда часть персонала поглощаемого банка может оказаться в более привилегированном положении по сравнению со «старожилами».
Поглощаемые столичными банками региональные банки, практически, ничем не рискуют. Особенно, если у «поглотителя» в регионе нет филиала: будет. И в данном случае всех сотрудников ждет относительно стабильное будущее, сопровождающееся, правда, некоторым понижением в статусе, но возможным (или даже вероятным) повышением денежного довольствия.
Фантазировать на эту тему можно еще долго, но уже сейчас, вовремя остановившись, совершенно очевидно одно: еще не до конца понятно, кому из банковского сообщества все-таки предстоит складывать свой калькулятор в «увольнительную» коробку.
То есть законы миграции банковских кадров в эпоху слияний и поглощений объективно являются белым пятном на теле (около)банковской истории.
P.S. Любые совпадения с реальными персонажами случайны. В любом правиле есть исключения.
Автор: Алла Лиджиева
Источник: Bankir.ru