Ведущий финансовый аналитик отдела рейтингов финансовых учреждений «Кредит-Рейтинг» Виктор Шулик прокомментировал Maanimo.com заявления о том, что материнские структуры до конца года уменьшат поддержку украинских «дочек».
— Виктор, чем вызваны предположения о снижении уровня поддержки украинских банков с иностранным капиталом?
— Это в первую очередь обусловлено нестабильной курсовой политикой, а также изменением законодательного регулирования, что ограничивает возможность перекладывания валютных рисков на контрагентов: после запрета кредитовать заемщиков, не имеющих валютных поступлений.
Также, не последнюю роль в снижении уровня поддержки дочерних подразделений иностранных банков в нашей стране играет снижение доходности вложений. Из 51 банка с иностранным капиталом деятельность 29 банков в первом полугодии текущего года была убыточной. Ввиду сохранения негативных тенденций в экономике страны, существенно снизилась инвестиционная привлекательность развития бизнеса в Украине иностранными банковскими группами. Не стоит забывать о том, что некоторые иностранные банковские группы сейчас переживают «не лучшие времена», поэтому максимально ограничивают вложения в развивающиеся рынки.
— В чем сегодня заключается поддержка материнских структур своих украинских «дочек»?
— Это несколько каналов. Первый заключается в прямых безвозвратных (или условно возвратных) денежных вливаниях, какими являются увеличение уставных фондов (в первом полугодии уставной капитал банков с иностранным капиталом увеличился на 16,4%), или финансирование на условии субординированого долга.
Вторым каналом поддержки является предоставление возвратных кредитов дочерним учреждениям. Этот канал наиболее активно используется сейчас, и в целом позволяет максимально обезопасить вложения в дочерние банки. Также существенным каналом поддержки для некоторых банков является предоставление гарантий материнскими структурами при привлечении финансирования.
Перечисленные инструменты являются достаточно нестабильными в среднесрочной перспективе (если речь идет о наращивании объемов), поэтому мы считаем что на относительно стабильном уровне будет лишь информационная и технологическая поддержка дочерних банков в рамках оптимизации бизнес-процессов, которая не требует существенных финансовых затрат, но может повысить рыночную капитализацию дочек в перспективе.
— Материнские структуры из каких стран могут изменить свое отношение к украинским «дочкам»?
— Кризисные явления затронули не только банковскую систему Украины. От финансового кризиса пострадали как банки развивающихся рынков, так и западные финансовые системы. При этом в зоне евро или доллара нет валютных рисков, с которыми столкнулись западные банки в нашей стране. Так, резервы по инвестициям в Украину уже сформировали крупнейшие игроки, такие как Unicredit Capitalia, Intesa SanPaolo, BNP Paribas, Societe Generale, Swedbank и другие.
Сейчас на Западе активно проходит процесс внутренних консолидаций и поглощений, который, порой, отвлекает львиную долю ресурсов у относительно устойчивых игроков, поэтому не исключено, что некоторые финансовые группы, которые сейчас работают в Украине, могут активизировать свою деятельность на внутренних рынках. Не следует также забывать о том, что Центральные банки отдельных европейских стран рекомендовали финансовым учреждениям ограничить использование своих ресурсов за границей (как например, в Греции), хотя в большей мере с ограничениями на инвестиционные вложения в другие страны могут столкнуться отдельные банки, которые получили государственную поддержку (в независимости от страны). Мы считаем, что нужно рассматривать не страновую принадлежность групп, а стратегию ведения бизнеса каждой отдельной группы и её финансовое состояние.
— Можно ли говорить, что украинский финансовый рынок перестал был приоритетным для иностранных банков?
— Наиболее активные игроки на рынке Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) — австрийские, итальянские, французские, немецкие, шведские, греческие банки. Справедливости ради стоит сказать, что Украина была последней из стран (среди других стран ЦВЕ), в которые заходили иностранные банковские группы, поэтому говорить о приоритетности отечественного банковского рынка для иностранных банковских групп даже в докризисный период было бы не совсем верно.
Стратегии развития большинства банковских групп, как правило, не публичны. Тем не менее, не стоит забывать о том, что определенные ресурсы уже вложены, поэтому перед принятием решений о дальнейшей поддержке материнские банки, скорее всего, столкнутся с выбором что дешевле. Потерять вложенные ресурсы, или в дальнейшем поддерживать дочерний банк, несмотря на усиление кредитных и валютных рисков украинской экономики.
Думаем, что основным фактором при принятии решения будут результат работы дочернего подразделения, а также перспективность дальнейшего развития банковского бизнеса в нашей стране. Не исключаем отдельными финансовыми институтами будут приняты отрицательные решения, что может привести к выводу активов таких банков и реструктуризация либо же полное сворачивание банковского бизнеса в нашей стране.
— Как бы вы оценили текущее финансовое состояние банков с иностранным капиталом в Украине?
— Материнские банки обычно «переносят» на дочки модели управления. Это проверенная годами практика ведения банковского бизнеса за рубежом, хотя не всегда приемлема к нашей стране. Преимущества «иностранцев», как правило, заключаются в больших финансовых возможностях (по сравнению с отечественными банками), а также достаточно проработанной клиентской политикой. При этом «индустриальный подход» по отношению к бизнесу существенно снижает лояльность клиентов, что может отрицательно сказаться на ликвидности учреждений.
— Выделите наиболее острые проблемы, стоящие сегодня перед банками с иностранными капиталами?
— Если проблема ликвидности для большинства иностранных банков стоит не столь остро, то качество активов ухудшается стремительно, что и обуславливает отрицательный финансовый результат большинства из них. Несмотря на то, что поддержку до нынешнего момента (в разных объемах) имели почти все дочерние структуры иностранных банковских групп, большая часть из них все же работала по принципу самофинансирования.
Стоит отметить, что имидж материнских организаций во многом сгладил кризис недоверия в банковском сегменте для таких организаций: большая часть из них почти не испытала на себе массового оттока депозитов населения. Потому наиболее ключевыми проблемами (которые придется решать как банкам так и их акционерам) в ближайшее время станет нивелирование негативных последствий агрессивной кредитной политики.
— Что бы вы посоветовали в нынешней ситуации клиентам банков с иностранным капиталом?
— Пристальное внимание обращать на результаты деятельности как самих банков, так и их акционеров. Подспорьем для этого могут служить рейтинговые оценки независимых агентств, отчетность банков, а также другая информация, которая считается надежной.