Минстрой создаст монополию
Взамен множества маленьких коррупционных «корытец» на местах появится одно большое «корыто» в столице.
Вчера министр регионального развития и строительства Владимир Яцуба заявил о том, что его структура намерена стать единственным органом, который будет выдавать разрешение на проведение строительства. По словам министра, в парламенте уже имеется соответствующий законопроект, согласно которому все права на выдачу разрешения перекочуют из регионов в профильное министерство.
Собственно говоря, в подобных инициативах нет ничего странного. Министерство строительства, вне зависимости от политического окраса чиновника, который его возглавляет, всегда выступало с инициативами, призванными навести хотя бы минимальный порядок на этом рынке.
Еще в начале 2006 года «оранжевый» министр Павел Качур выступал за установление целого ряда правил, которые должны были усилить рыночную регуляцию. Среди предлагавшихся нововведений значилась и передача этому ведомству права выдачи документов на строительство.
Свою позицию чиновники министерства поясняли тем, что не могут в полной мере регулировать строительный рынок на местах. Проще говоря, представители местных властей во всю зарабатывают средства, а Киев никак не может на них повлиять.
Такая позиция министерства представляется нам правомерной. Спрос на жилье делает строительный бизнес крайне выгодным. Поэтому не удивительно, что местные бонзы во всю кормятся за счет участников рынка.
Более того, во многих городах именно строительное лобби имеет едва ли не большинство в местных советах и расставляет своих людей всюду, где только возможно. В качестве примера можно привести города-спутники Киева, некоторые населенные пункты в Крыму и т.п. Естественно, при таких раскладах коррупция процветает, а качество жилья падает. Поэтому попытки Киева навести хотя бы элементарный порядок (в том числе за счет получения монопольных прав на выдачу разрешений) оправданы с точки зрения формальной логики.
И все же, в большинстве случаев передачи полномочий одного государственного органа другому уровень коррупции останется неизменным. Просто взамен множества коррупционных «корытец» на местах появится одно большое корыто «корыто» в столице.
Более того, подобного рода «эксклюзивные» условия для Минстроя чреваты для чиновников серьезным искушением не только урегулировать рынок, но и переформатировать его. К примеру, вполне вероятен сценарий, когда, под соусом ужесточения правил игры, значимые преференции получат отдельные крупные фирмы, которые захотят захватить рынок. В том числе и с помощью Минстроя.
Ну, а если учитывать, что на рынке строительства представлены интересы многих политиков (как общеукраинского, так и регионального значения), то создание монополии на выдачу разрешений вообще может перерасти в охоту на ведьм. Конечно, этот процесс будет растянут во времени, однако череда скандалов вряд ли минует этот сектор экономики.
Необходимо, впрочем, учесть, что изменения в законодательстве произойдут еще не скоро. Ведь «протягивать» важные законодательные акты через ВРУ с весьма «странным» статусом никто пока не будет. В случае же перевыборов все экономические инновации будут отложены в сторону до тех пор, пока не завершатся политические переговоры по формированию новой властной команды.
И все же очевидно, что даже политический кризис и неопределенность с будущим составом исполнительной власти вряд ли помешает планам Минстроя. Ведь в создании монополии будут заинтересованы все чиновники, которые могут оказаться в кресле профильного министра. Деньги, как известно, любят зарабатывать все, вне зависимости от политической ориентации.
Источник: Андрей Косовский ,proUA. При перепечатке ссылка на Документинформ (
www.document.org.ua) обязательна (в Internet - активная ссылка).
http://www.document.org.ua/dat/2007/04/27/10538.php?news=10538